Во всем виноваты женщины. Их требования к ювелирным украшениям, шитым золотом и серебром одеждам и головным уборам вынудило искать способы изготовления проволоки. Одним из таких способов, позволяющим получать золотую, серебряную и медную нити одинаковых размеров с благородной, гладкой поверхностью стало волочение. Нарезанные из кованого листа тонкие полоски, протягивались через отверстия в камне или твердых породах дерева. Раскопки погребений второго тысячелетия до н.э. на территории Египта, Греции, Рима подтверждают, что в изготовлении ювелирных изделий, предметов быта: иголок, щеток, булавок, тканых и шитых золотом одеждах, использовалась тонкая волоченная золотая и серебряная проволока диаметром менее 0,5 мм.
К III–V векам до н.э. относятся находки железной проволоки и изготовленных из нее тросов диаметром 25 мм и длиной около 5 метров.
Повсеместные упоминания о производстве гладкой железной проволоки относятся к IV–V векам н.э. Протягивали проволоку, используя круглые отверстия в железных волочильных досках, подвергнутых для упрочнения цементации. Уровень производства был не совершенен и не позволял получить большие мотки. До нас дошло датированное XV веком, изображение волочильной доски и волочильного устройства с качающимися сидениям. Далее процессы получения проволоки и изделий из нее совершенствуются.
В XVI веке используется волочильная скамья, а в 1568 году в Британии запускается первый волочильный стан с использованием механического привода от вала мельницы. В XVIII веке появляются многократные волочильные машины с противоскольжением проволоки. В 1865 году на смену железу пришла бессемеровская сталь, что позволило получать стальную гладкую проволоку практически любой длины и хорошего качества. Переселенцы, прибывшие в Северную Америку, начали использовать ее для элементов ограждения территорий, в основном, пастбищ.
Закон о неприкосновенности частной собственности увеличил спрос на оградительные конструкции, появились крупные промышленные цеха, производящие проволоку.
Датировать освоение промышленного производства проволоки и изделий из нее можно первой половиной XIX века, почти через четыре тысячи лет, после того как человечество начало пользоваться процессом волочения. Знакомясь с современными метизными предприятиями, можно сравнить темпы развития технологии обработки металлов давлением за последние 150 лет.
Описывать развитие метизной отрасли России, строго придерживаясь сегодняшних границ, сложно. С историей предприятий будем заканчивать знакомиться, придерживаясь по возможности, периодов:
— Российская империя;
— Предвоенные годы;
— Годы Великой Отечественной войны;
— Послевоенный период;
— Новейшая история с начала третьего тысячелетия.
Российская империя отставала в промышленном производстве металлоизделий от Северной Америки приблизительно на полвека. Проволока экспортировалась из США, а изделия из нее: гвозди, заклепки, сетка и т.д. изготавливались кустарным способом на небольших мануфактурах.
В 1869 году в Риге строится гвоздильно-проволочный завод. Сергей Юрьевич Витте предлагает назвать его по имени действующего вулкана «Этна». Завод ежемесячно отправляет 70 вагонов продукции. В 1915 году завод эвакуируется в Нижний Новгород, где получает второе рождение с именем «Новая Этна», в 1922 году предприятие переименовывается в «Красная Этна». С 1924 года — неоднократно реконструируется и становится одном из основных поставщиков нормалей и других комплектующих для Горьковского автозавода.
В 1890 году в Екатеринославле (ныне Днепропетровск) организован металлический завод, который с 1910 года под наименованием «Проволочно-гвоздильный завод», начал выпускать проволоку, гвозди, болты, гайки и железнодорожный крепеж. В 1913 году пускается цех цельнотянутых труб, в 1922 завод получил название «имени Карла Либкнехта». В 1939 году метизное производство выделилось в отдельное предприятие. В 1941 году завод был эвакуирован в г. Магнитогорск, а уже в 1943 началось его восстановление и реконструкция. До 1980 года предприятие непрерывно расширялось и, объединившись с заводом «Красный Профинтерн», образовало Днепропетровское метизное объединение «Днепрометиз». В 2006 году ПАО «Днепрометиз» вошло в состав компании «Северсталь-метиз». Уточним, что название города Днепропетровска никак не связано с именем Петра I, город назван в честь Советского партийного деятеля Григория Ивановича Петровского.
Потребности Российского рынка растут, и в 1899 году в центре г. Царицын основывается «Царицынский болтозаклепочный завод», довольно крупное предприятие, производящее кроме крепежных изделий якорные цепи. К 1930 году появилась необходимость реконструкции и расширения производства, возможности для этого в центре города не было, и завод перенесли к подножию Мамаева кургана. В 1932 году обновленный Сталинградский метизный завод вступил в строй. К началу войны предприятие полностью снабжало крепежными деталями Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Сталинград выстоял, и в 1944 году разрушенный бомбардировками завод начал вновь выпускать снаряды, мины, взрыватели. В 1947 году восстановленное, реконструированное и увеличившее в 10 раз выпуск предприятие переименовали в завод «Тракторных деталей и нормалей». Завод модернизируется и к 1980 году это было самое автоматизированное предприятие, имеющее большой потенциал мощностей по гальваническому покрытию крепежных изделий. История метизной отрасли Российской империи была бы не полной без упоминания о паровом проволочно-гвоздильном заводе, который был основан в 1912 году братьями Рикк в уездном городе Речице Минской губернии. В 1922 году предприятие восстановлено и названо завод «Интернационал». В 1935 году, в результате реконструкции, увеличена мощность завода. В первые дни войны паровые машины и оборудование предприятия было эвакуировано в г. Горький на площадку «Красной Этны». В 1943 году, после освобождения Речицы, приступили к восстановлению, и уже в 1945 году работали на полную мощность. В 1959 году предприятие переименовано в Речицкий метизный завод, а в 1965 — начата крупная технико-технологическая реконструкция, появились автоматические линии и агрегатные станки, к номенклатуре добавились крепежные изделия и калиброванные цепи. Сегодня РМЗ — крупнейшее экспортноориентированное производство Белоруссии.
Последним предприятием Российской империи, на котором было организовано производство железной проволоки, гвоздей и болтов был, построенный в 1883 году, московский завод «Серп и Молот».